Проблема
информационной безопасности личности, общества и государства
Как уже
отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего
благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные
черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них.
По мере
продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема
защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е.
секретность) определенных видов информации. В настоящее время в странах, в
которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются
огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий
информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то,
что она не будет разглашена или использована ему во вред.
Проблемы
нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для
всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом.
В последние
годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия
нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием
современных технологий.
Перечислим
более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к
информационному обществу:
• реальная возможность разрушения
информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
• опасность все большего влияния на общество со
стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
• проблема отбора качественной и достоверной
информации
при большом
ее объеме;
• проблема
адаптации многих людей к среде информационного общества, необходимости
постоянно повышать свой профессиональный уровень;
• столкновение с виртуальной реальностью, в
которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей,
особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические
проблемы;
• переход к информационному обществу не сулит
каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может
добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную
напряженность;
• сокращение
числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью
созданием новых рабочих мест в информационной сфере, может привести к опасному
социальному недугу — массовой безработице.
Государственную
политику России в обсуждаемой сфере отражает Доктрина информационной
безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. Рассмотрим основные ее
положения.
К объектам
информационной безопасности РФ относятся:
• все виды
информационных ресурсов;
• права
граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и
использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
• система
формирования, распространения и использования информационных ресурсов,
включающая в себя информационные системы различного класса и назначения,
библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;
• информационная инфраструктура, включающая в себя центры
обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и
телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных
систем и сетей;
• система
формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности,
нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и
взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и
пропаганды.
Национальные
интересы РФ включают в себя:
а)
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области
получения информации и ее использования, обеспечение
духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной
политики РФ, связанное с доведением до российской и международной
общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
в) развитие
современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
г) защита информационных ресурсов от несанкционированного
доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине
формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая
правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности
обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах обещественной
жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Особенно
актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной
безопасности в области науки и техники, в частности проблема «утечки мозгов».
Дело в том, что многие отечественные, в основном молодые, ученые эмигрируют за
границу, имея перспективой хорошо оплачиваемую научную деятельность. Часть этих
ученых являются носителями важной научно-технической, экономической, оборонной
информации. Ряд государств, в том числе и не дружественных России, прилагают
специальные усилия, чтобы привлечь научных работников из стран, входивших ранее
в СССР. В связи с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей
страны.
Одной из
важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему
информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение
между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет
прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление
проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
• появилась тенденция разделения
образовательных учреждений на элитные и массовые с
соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
• велико
различие уровней доходов семей учащихся;
• значителен
разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в
различных регионах страны.
Преодоление
информационного неравенства является задачей первостепенной государственной
важности.