1.Запустите
программу Excel
(Пуск,
Программы, Microsoft Excel)
2.Создайте
новую
рабочую
книгу (Кнопка
Создать
на
стандартной
панели
инструментов)
3.Дважды
щёлкните на
ярлычке
текущего
рабочего
листа и дайте
этому
рабочему
листу имя Данные
4.Дайте
команду Файл,
Сохранить
как и
сохраните
рабочую
книгу под
именем Моя_фамилия.xls (вместо
Моя_фамилия
ввести свою
фамилию)
5.Сделайте
текущей
ячейку А1 и
введите в неё
заголовок Результаты
измерений
6.Введите
произвольные
числа в
последовательные
ячейки
столбца А,
начиная с
ячейки А2 (не
менее 10)
7.Введите в
ячейку В1
строку Удвоенное
значение
8.Введите в
ячейку С1
строку Квадрат
значений
9.Введите в
ячейку D1 строку Квадрат
следующего
числа
10. Введите
в ячейку В2
формулу = 2*А2
11. Введите
в ячейку С2
формулу =А2*А2
12. Введите
в ячейку D2 формулу =В2+С2+1
13. Выделите
протягиванием
ячейки В2, С2 и D2
14. Наведите
указатель
мыши на
маркер
заполнения в
правом
нижнем углу
рамки,
охватывающей
выделенный
диапазон.
Нажмите
левую кнопку
мыши и
перетащите
этот маркер,
чтобы рамка
охватила
столько
строк в
столбцах В, С
и D,
сколько
имеется
чисел в
столбце А
15. Убедитесь,
что формулы
автоматически
модифицируются
так, чтобы
работать со
значениями
ячейки в
столбце А
текущей
строки
16. измените
одно из
значений в
столбце А и
убедитесь,
что соответствующие
значения в
столбцах В,
Си D в
этой же
строке были
автоматически
пересчитаны
17. Введите
в ячейку
Е1строку Масштабный
множитель
18. Введите
в ячейку Е2
число 5
19. Введите
в ячейку F1 строку Масштабирование
20. Введите
в ячейку F2 формулу =А2*Е2
21. Используйте
метод
автозаполнения,
чтобы
скопировать эту
формулу в
ячейки
столбца F,
соответствующие
заполненным
ячейкам столбца
А
22. Убедитесь,
что
результат
масштабирования
оказался
неверным. Это
связано с
тем, что адрес
Е2 в формуле
задан
относительной
ссылкой
23. Щёлкните
на ячейке F2, затем в
строке
формул.
Установите
текстовый
курсор на
ссылку Е2 и
нажмите
клавишу F4.
Убедитесь,
что формула
теперь
выглядит как =А2*$Е$2 и
нажмите
клавишу ENTER
24. Повторите
заполнение
столбца F
формулой из
ячейки F2
25. Убедитесь,
что
благодаря использованию
абсолютной
адресации
значение
ячеек
столбца F теперь
вычисляется
правильно.
Сохраните изменения
в рабочей
книге.
1.Запустите
программу Excel
(Пуск
Программы Microsoft Excel) и
откройте
рабочую
книгу Моя_фамилия.xls,
созданную
ранее.
2.Выберите
рабочий лист Данные.
3.Сделайте
текущей
первую
свободную
ячейку в
столбце А.
4.Щёлкните
на кнопке Автосумма
на
стандартной
панели
инструментов.
5.Убедитесь,
что
программа
автоматически
подставила в
формулу СУММ и
правильно
выбрала
диапазон
ячеек для
суммирования.
Нажмите
клавишу ENTER.
6.Сделайте
текущей
следующую
свободную ячейку
в столбце А.
7.Щёлкните
на кнопке Вставка
функции на
стандартной
панели
инструментов.
8.В
списке Категория
выберите
пункт Статистические.
9.В
списке Функция
выберите
функцию СРЗНАЧ и
щёлкните на
кнопке ОК.
10. Переместите
методом
перетаскивания
палитру
формул, если
она
заслоняет
нужные ячейки.
Обратите
внимание, что
автоматически
выбранный
диапазон
включает все
ячейки с числовым
содержимым,
включая и ту,
которая
содержит
сумму.
Выделите
правильный
диапазон
методом
протягивания
и нажмите клавишу
ENTER.
11. Используя
порядок
действий,
описанный в пп.6-10,
вычислите
минимальное
число в
заданном
наборе
(функция МИН),
максимальное
число (МАКС),
количество
элементов в
наборе (СЧЕТ).
12. Сохраните изменения в рабочей книге..
1.Запустите программу Excel (Пуск > Программы > Microsoft Excel) и откройте свою рабочую книгу.
2.Выберите щелчком на ярлычке неиспользуемый рабочий лист или создайте новый (Вставка > Лист). Дважды щелкните на ярлычке нового листа и переименуйте его как Прейскурант.
3.В ячейку А1 введите текст Прейскурант и нажмите клавишу Enter.
4.В ячейку А2 введите текст Курс пересчета: и нажмите клавишу Enter. В ячейку В2 введите 1 у.е.= и нажмите клавишу Enter. В ячейку С2 введите текущий курс пересчета (например, 29,3) и нажмите клавишу Enter.
5.В ячейку А3 введите текст Наименование товара и нажмите клавишу Enter.В ячейку В3 введите текст Цена (у.е.) и нажмите клавишу Enter. В ячейку С3 введите текст Цена (руб.) и нажмите клавишу Enter.
6.В последующие ячейки столбца А введите названия товаров, включенных в прейскурант (не менее 5 названий).
7.В соответствующие ячейки столбца В введите цены товаров в условных единицах.
8.В ячейкуС4 введите формулу: =В4*$C$2, которая используется для пересчета цены из условных единиц в рубли.
9.Методом автозаполнения скопируйте формулы во все ячейки столбца С, которым соответствуют заполненные ячейки столбцов А и В. Обратите внимание на те формулы, которые получаются при копировании.
10. Измените курс пересчета в ячейке С2. Обратите внимание, что все цены в рублях при этом обновляются автоматически.
11. Выделите методом протягивания диапазон А1:С1 и дайте команду Формат > Ячейки. На вкладке Выравнивание по горизонтали выбрать По центру и установить флажок Объединение ячеек.
12. На вкладке Шрифт задайте размер шрифта в 14 пунктов и в списке Начертание выберите вариант Полужирный. Щелкните на кнопке ОК.
13. Щелкните правой кнопкой мыши на ячейке В2 и выберите в контекстном меню команду Формат ячеек. Задайте выравнивание по горизонтали По правому краю и щелкните на кнопке ОК.
14. Щелкните правой кнопкой мыши на ячейке С2 и выберите в контекстном меню команду Формат ячеек. Задайте выравнивание по горизонтали По левому краю и щелкните на кнопке ОК.
15. Выделите методом протягивания диапазон В2:С2. Щелкните на раскрывающейся кнопке рядом с кнопкой Границы на панели инструментов Форматирование и задайте для этих ячеек широкую внешнюю рамку (кнопка в правом нижнем углу открывшейся палитры).
16. Дважды щелкните на границе между заголовками столбцов А и В, В и С, C и D. Обратите внимание, как при этом изменяется ширина столбцов А, В и С.
17. Просмотрите, устраивает ли вас полученный формат таблицы. Щелкните на кнопке Предварительный просмотр на стандартной панели инструментов, чтобы увидеть, как документ будет выглядеть при печати.
18. Сохраните изменения в своей рабочей книге.
Упражнение
4. Построение
графика
функции на
заданном
отрезке.
Задание 1 по
теме «Работа
с MS Excel»
Составьте рекламный проспект «Агентство недвижимости «Кошкин дом» на одном печатном листе.
Для создания заголовка – «Агентство …» объедините 6 ячеек в первой строке, можно воспользоваться командой Формат, Ячейки, закладка Выравнивание, флажок Объединить ячейки. Параметры заголовка – размер 12 пт, полужирный.
Для ячеек с числами установить числовой формат, с двумя знаками после запятой (Формат, Ячейки, закладка Число).
Вычислить:
1) Цену в руб. – путем умножения курса доллара на цену в $
2) НДС – путем умножения цены в руб. на 20%
3) Налог на недвижимость – путем умножения цены в руб. на 1%
4) Итоги по цене в $ и в руб. через Автосумму
Добавить автофигуру и рисунок. Создать границы вокруг таблицы, сделать заливку таблицы (через строку).
Выполните
предварительный
просмотр перед
печатью – Файл,
Предварительный
просмотр.
Задание
2 по теме
«Работа с MS Excel»
Постройте таблицу, отражающую продажу мороженого в городе в течение трех летних месяцев, суммарную прибыль за лето, долю каждого района, определив наибольший доход района за месяц и среднюю выручку по месяцам.
Формулы можно вводить вручную, или используя кнопку Автосумма на панели инструментов.
Постройте столбчатую диаграмму, отражающую продажу мороженого в городе в течение лета по районам. Для построения диаграммы выделите следующую область: районы с заголовком и все введенные данные по месяцам с заголовками (Июнь, Июль, Август). Итого в диаграмму не включать.
Образец
таблицы
(данные
столбцов F, G, H и строк
№№10, 11 должны
вычисляться
по формулам):
Функция
МАКС(C3:E3), cкопировать
от H1 до H9
Функция
СРЗНАЧ(C3:C9), скопировать
от С11 до F11 Функция
СУММ(С3:С9), скопировать
от С10 до F10 Функция
СУММ(C3:E3), скопировать
от F3 до F9 Формула
=F3/$F$10, скопировать
от G3 до G9
·
·
Образец
диаграммы:
Задание 3 по теме «Работа с MS Excel».
Создайте книгу Excel для оплаты труда работников компьютерного центра «Интеграл» за октябрь-ноябрь 2006 года.
1) Первый лист переименуйте в «Ставки», второй - в «Октябрь».
2) На листе «Ставки» разместите в виде таблицы данные почасовой оплаты труда: программист – 100 р/ч., консультант – 200 р/ч., вахтер – 20 р/ч., техничка – 80 р/ч. Отметьте в отдельном столбце доплаты: 12% (в таблицу - 1,12) для программистов за работу с излучающей аппаратурой.
ВНИМАНИЕ!
Формат ячеек,
содержащих
сумму оплаты
труда должен
быть числовым,
единицы
измерения
указываются
в заголовке
столбца.
3) На листе Октябрь составьте табель для оплаты труда: по столбцам внесите числа месяца, по строкам – Ф.И.О. сотрудников, указав их должности в примечаниях (Вставка/ Примечание).
Сотрудники центра: программисты – Серов А.В., Волков Н.К., Зуева О.Д.;
вахтеры – Ковалев Н.С., Кочкина Н.Н.;
техничка – Зайцева А.И.;
консультант – Мелков С.Р.
4) В столбце «Зарплата» составьте формулы для расчета зарплаты каждого работника. (Сумма всех часов * ставку с Листа «Ставки» * процент доплаты).
ВНИМАНИЕ! Для универсальности
таблицы при
вычислении
количества
часов
суммируйте все
дни месяца.
5) Ячейки
столбца «Зарплата»,
значение
которых
превышает 10 000 рублей,
закрасить
желтым
цветом, а
ячейки значение
которых не
достигает 3000
рублей, закрасить
зеленым
цветом,
используя
условное
форматирование:
Формат/
Условное
форматирование/
Условие1/…/ А
так же/
Условие2/…/ ОК.
Заполните табель за октябрь следующими данными, учитывая, что в 2006 году 1 октября – воскресенье, а также то, что все работники, кроме вахтеров, в субботу и воскресенье отдыхают:
Серов работал все дни по 6 ч.; (т.е. все рабочие дни по 6 часов)
Волков Н.К. работал по 6 ч. до 10.10.2006, а потом ушел в отпуск;
Зуева О.Д. болела с 12 по 21 октября, в остальные дни работала по 6 ч.;
техничка приходит по вторникам и четвергам на 3 ч.;
консультант работал 2 и 4 октября по 4 ч., 9 октября – 5 ч., 19, 20, 23, 24 по 3 ч. в день.
Вахтеры работали по 12 ч. в день по графику 2 через 2, Кочкина Н.Н. работала 1 и 2 октября.
6) Лист Ноябрь скопируйте с готового листа Октябрь (Правка, Переместить, скопировать лист, Создавать копию).
7) Заполнить лист Ноябрь произвольными данными, учитывая выходные дни (1 ноября – среда).
8) Сохраните файл в своей папке под именем Табель.
Образец таблицы:
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
… |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Зарплата |
||
Серов
А.В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 784,00 |
Волков
Н.К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 032,00 |
Зуева
О.Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10080,00 |
Ковалев
Н.С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 600,00 |
Кочкина
Н.Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 840,00 |
Зайцева
А.И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 160,00 |
Мелков
С.Р. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5000,00 |