Упражнение 1. Обработка данных

1.Запустите программу Excel (Пуск, Программы, Microsoft Excel)

2.Создайте новую рабочую книгу (Кнопка Создать на стандартной панели инструментов)

3.Дважды щёлкните на ярлычке текущего рабочего листа и дайте этому рабочему листу имя Данные

4.Дайте команду Файл, Сохранить как и сохраните рабочую книгу под именем Моя_фамилия.xls (вместо Моя_фамилия ввести свою фамилию)

5.Сделайте текущей ячейку А1 и введите в неё заголовок Результаты измерений

6.Введите произвольные числа в последовательные ячейки столбца А, начиная с ячейки А2 (не менее 10)

7.Введите в ячейку В1 строку Удвоенное значение

8.Введите в ячейку С1 строку Квадрат значений

9.Введите в ячейку D1 строку Квадрат следующего числа

10.  Введите в ячейку В2 формулу = 2*А2

11.  Введите в ячейку С2 формулу =А2*А2

12.  Введите в ячейку D2 формулу =В2+С2+1

13.  Выделите протягиванием ячейки В2, С2 и D2

14.  Наведите указатель мыши на маркер заполнения в правом нижнем углу рамки, охватывающей выделенный диапазон. Нажмите левую кнопку мыши и перетащите этот маркер, чтобы рамка охватила столько строк в столбцах В, С и D, сколько имеется чисел в столбце А

15.  Убедитесь, что формулы автоматически модифицируются так, чтобы работать со значениями ячейки в столбце А текущей строки

16.  измените одно из значений в столбце А и убедитесь, что соответствующие значения в столбцах В, Си D в этой же строке были автоматически пересчитаны

17.  Введите в ячейку Е1строку Масштабный множитель

18.  Введите в ячейку Е2 число 5

19.  Введите в ячейку F1 строку Масштабирование

20.  Введите в ячейку F2 формулу =А2*Е2

21.  Используйте метод автозаполнения, чтобы скопировать эту формулу в ячейки столбца F, соответствующие заполненным ячейкам столбца А

22.  Убедитесь, что результат масштабирования оказался неверным. Это связано с тем, что адрес Е2 в формуле задан относительной ссылкой

23.  Щёлкните на ячейке F2, затем в строке формул. Установите текстовый курсор на ссылку Е2 и нажмите клавишу F4. Убедитесь, что формула теперь выглядит как =А2*$Е$2 и нажмите клавишу ENTER

24.  Повторите заполнение столбца F формулой из ячейки F2

25.  Убедитесь, что благодаря использованию абсолютной адресации значение ячеек столбца F теперь вычисляется правильно. Сохраните изменения в рабочей книге.

 

Упражнение 2. Применение итоговых функций

1.Запустите программу Excel (Пуск Программы Microsoft Excel) и откройте рабочую книгу Моя_фамилия.xls, созданную ранее.

2.Выберите рабочий лист Данные.

3.Сделайте текущей первую свободную ячейку в столбце А.

4.Щёлкните на кнопке Автосумма на стандартной панели инструментов.

5.Убедитесь, что программа автоматически подставила в формулу СУММ и правильно выбрала диапазон ячеек для суммирования. Нажмите клавишу ENTER.

6.Сделайте текущей следующую свободную ячейку в столбце А.

7.Щёлкните на кнопке Вставка функции на стандартной панели инструментов.

8.В списке Категория выберите пункт Статистические.

9.В списке Функция выберите функцию СРЗНАЧ и щёлкните на кнопке ОК.

10.  Переместите методом перетаскивания палитру формул, если она заслоняет нужные ячейки. Обратите внимание, что автоматически выбранный диапазон включает все ячейки с числовым содержимым, включая и ту, которая содержит сумму. Выделите правильный диапазон методом протягивания и нажмите клавишу ENTER.

11.  Используя порядок действий, описанный в пп.6-10, вычислите минимальное число в заданном наборе (функция МИН), максимальное число (МАКС), количество элементов в наборе (СЧЕТ).

12.  Сохраните изменения в рабочей книге..

Упражнение 3. Подготовка и форматирование прайс-листа

1.Запустите программу Excel (Пуск > Программы > Microsoft Excel) и откройте свою рабочую книгу.

2.Выберите щелчком на ярлычке неиспользуемый рабочий лист или создайте новый (Вставка > Лист). Дважды щелкните на ярлычке нового листа и переименуйте его как Прейскурант.

3.В ячейку А1 введите текст Прейскурант и нажмите клавишу Enter.

4.В ячейку А2 введите текст Курс пересчета: и нажмите клавишу  Enter. В ячейку В2 введите 1 у.е.= и нажмите клавишу Enter. В ячейку С2 введите текущий курс пересчета (например, 29,3) и нажмите клавишу Enter.

5.В ячейку А3 введите текст Наименование товара и нажмите клавишу Enter.В ячейку В3 введите текст Цена (у.е.) и нажмите клавишу Enter. В ячейку С3 введите текст Цена (руб.) и нажмите клавишу Enter.

6.В последующие ячейки столбца А введите названия товаров, включенных в прейскурант (не менее 5 названий).

7.В соответствующие ячейки столбца В введите цены товаров в условных единицах.

8.В ячейкуС4 введите формулу: =В4*$C$2, которая используется для пересчета цены из условных единиц в рубли.

9.Методом автозаполнения скопируйте формулы во все ячейки столбца С, которым соответствуют заполненные ячейки столбцов А и В. Обратите внимание на те формулы, которые получаются при копировании.

10.   Измените курс пересчета в ячейке С2. Обратите внимание, что все цены в рублях при этом обновляются автоматически.

11.   Выделите методом протягивания диапазон А1:С1 и дайте команду Формат > Ячейки. На вкладке Выравнивание по горизонтали выбрать По центру и установить флажок Объединение ячеек.

12.   На вкладке Шрифт задайте размер шрифта в 14 пунктов и в списке Начертание выберите вариант Полужирный. Щелкните на кнопке ОК.

13.   Щелкните правой кнопкой мыши на ячейке В2 и выберите в контекстном меню команду Формат ячеек. Задайте выравнивание по горизонтали По правому краю и щелкните на кнопке ОК.

14.   Щелкните правой кнопкой мыши на ячейке С2 и выберите в контекстном меню команду Формат ячеек. Задайте выравнивание по горизонтали По левому краю и щелкните на кнопке ОК.

15.   Выделите методом протягивания диапазон В2:С2. Щелкните на раскрывающейся кнопке рядом с кнопкой Границы на панели инструментов Форматирование и задайте для этих ячеек широкую внешнюю рамку (кнопка в правом нижнем углу открывшейся палитры).

16.   Дважды щелкните на границе между заголовками столбцов А и В, В и С, C и D. Обратите внимание, как при этом изменяется ширина столбцов А, В и С.

17.   Просмотрите, устраивает ли вас полученный формат таблицы. Щелкните на кнопке Предварительный просмотр на стандартной панели инструментов, чтобы увидеть, как документ будет выглядеть при печати.

18.   Сохраните изменения в своей рабочей книге.

 

Упражнение 4. Построение графика функции на заданном отрезке.

 

  1. Протабулировать функцию у=2*х2-4*х-6 на отрезке [-10,10] с шагом 1 и построить ее график на этом отрезке.
  2. Для этого в ячейку А1 ввести начальное значение отрезка «-10». В ячейку A2 – формулу для вычисления точек, в которых нужно вычислить значение функции – «=A1+1», где 1 – заданный шаг табуляции.
  3. Методом автозаполнения скопировать формулу из ячейки А2 в расположенные ниже ячейки столбца А, до тех пор, пока не получится значение «10».
  4. В ячейку В1 ввести формулу вычисления значения функции – «=2*А1^2 - 4*А1-6», которая представляет собой исходную функции, в которой вместо х подставлено начальное значение отрезка – адрес ячейки А1.
  5. Методом автозаполнения скопировать формулу из ячейки В1 в расположенные ниже ячейки столбца В, до конца значений в столбце А. Получим таблицу значений функции на отрезке от -10 до 10.
  6. Построить график функции на данном интервале. Для этого выполнить команду Вставка\Диаграмма  или щелкнуть на панели инструментов по кнопке Мастер_диаграмм. Далее выполнить шаги 1-4.
  7. Шаг 1: во вкладке Стандартные выбрать тип График и вид в левом верхнем углу. Щелкнуть по кнопке Далее.
  8. Шаг 2: активизировать вкладку Диапазон_данных и выделить диапазон значений функции в столбце В. Активизировать вкладку Ряд и в строке Подписи_оси_Х установить курсор, затем выделить диапазон данных в таблице А1:А21.
  9. Выделить подпись Ряд 1, в строке Имя ввести «f(x)=2*x^2-4*x-6».
  10. Нажать кнопку Далее.
  11. Шаг 3: На вкладке Заголовки в строке Ось Х ввести «х», в строке Ось У – «у». Нажать кнопку Далее.
  12. Шаг 4: указать местоположение полученной диаграммы - на новом листе.
  13. Измените цвет и толщину линии графика. Для этого подведите курсор мыши к линии графика и выполните двойной щелчок мышью. В появившемся окне Форматирование_ряда_данных выберите другой цвет и другую толщину линии, активизировав вкладку Вид.
  14. Выполнив двойной щелчок мышью на линиях осей, измените цвет в появившемся диалоговом окне Форматирование_осей.
  15. Дайте листу имя «Функция1» или «График1».

 

Задание 1 по теме «Работа с MS Excel»

 

Составьте рекламный проспект «Агентство недвижимости «Кошкин дом» на одном печатном листе.

Для создания заголовка – «Агентство …» объедините 6 ячеек в первой строке, можно воспользоваться командой Формат, Ячейки, закладка Выравнивание, флажок Объединить ячейки. Параметры заголовка – размер 12 пт, полужирный.

Для ячеек с числами установить числовой формат, с двумя знаками после запятой (Формат, Ячейки, закладка Число).

Вычислить:

 

1)      Цену в руб. – путем умножения курса доллара на цену в $

2)      НДС – путем умножения цены в руб. на 20%

3)      Налог на недвижимость – путем умножения цены в руб. на 1%

4)      Итоги по цене в $ и в руб. через Автосумму

 

Добавить автофигуру и рисунок. Создать границы вокруг таблицы, сделать заливку таблицы (через строку).

Выполните предварительный просмотр перед печатью – Файл, Предварительный просмотр.

 

 

Задание 2 по теме «Работа с MS Excel»

 

Постройте таблицу, отражающую продажу мороженого в городе в течение трех летних месяцев, суммарную прибыль за лето, долю каждого района, определив наибольший доход района за месяц и среднюю выручку по месяцам.

Формулы можно вводить вручную, или используя кнопку Автосумма на панели инструментов.

Постройте столбчатую диаграмму, отражающую продажу мороженого в городе в течение лета по районам. Для построения диаграммы выделите следующую область: районы с заголовком и все введенные данные по месяцам с заголовками (Июнь, Июль, Август). Итого в диаграмму не включать.

 

Образец таблицы (данные столбцов F, G, H и строк №№10, 11 должны вычисляться по формулам):

Функция МАКС(C3:E3),

cкопировать
от
H1 до H9

 

Функция СРЗНАЧ(C3:C9),

скопировать от С11 до F11

 

Функция СУММ(С3:С9),

скопировать от С10 до F10

 

Функция СУММ(C3:E3),

скопировать от F3 до F9

 

Формула =F3/$F$10,

скопировать от G3 до G9

 
 

·          

·          

 


Образец диаграммы:

 

 

Задание 3 по теме «Работа с MS Excel».

 

Создайте книгу Excel для оплаты труда работников компьютерного центра «Интеграл» за октябрь-ноябрь 2006 года.

1)      Первый лист переименуйте в «Ставки», второй -  в «Октябрь».

2)      На листе «Ставки» разместите  в виде таблицы данные почасовой оплаты труда: программист – 100 р/ч., консультант – 200 р/ч., вахтер – 20 р/ч., техничка – 80 р/ч. Отметьте в отдельном столбце доплаты: 12% (в таблицу - 1,12) для программистов за работу с излучающей аппаратурой.

 

ВНИМАНИЕ! Формат ячеек, содержащих сумму оплаты труда должен быть числовым, единицы измерения указываются в заголовке столбца.

 

3)      На листе Октябрь составьте табель для оплаты труда: по столбцам внесите числа месяца, по строкам – Ф.И.О. сотрудников, указав их должности в примечаниях (Вставка/ Примечание).

Сотрудники центра: программисты – Серов А.В., Волков Н.К., Зуева О.Д.;

вахтеры – Ковалев Н.С., Кочкина Н.Н.;

техничка – Зайцева А.И.;

консультант – Мелков С.Р.

4)      В столбце «Зарплата» составьте формулы для расчета зарплаты каждого работника. (Сумма всех часов * ставку с Листа «Ставки» * процент доплаты).

 

ВНИМАНИЕ!  Для универсальности таблицы при вычислении  количества часов суммируйте все дни месяца.

 

5)      Ячейки столбца «Зарплата», значение которых превышает  10 000 рублей, закрасить желтым цветом, а ячейки значение которых не достигает 3000 рублей, закрасить зеленым цветом, используя условное форматирование: Формат/ Условное форматирование/ Условие1/…/ А так же/ Условие2/…/ ОК.

Заполните табель за октябрь следующими данными, учитывая, что в 2006 году 1 октября – воскресенье, а также то, что все работники, кроме вахтеров, в субботу и воскресенье отдыхают:

Серов работал все дни по 6 ч.; (т.е. все рабочие дни по 6 часов)

Волков Н.К. работал по 6 ч. до 10.10.2006, а потом ушел в отпуск;

Зуева О.Д. болела с 12 по 21 октября, в остальные дни работала по 6 ч.;

техничка приходит по вторникам и четвергам на 3 ч.;

консультант работал 2 и 4 октября по 4 ч., 9 октября – 5 ч., 19, 20, 23, 24 по 3 ч. в день.

Вахтеры работали по 12 ч. в день по графику 2 через 2, Кочкина Н.Н. работала 1 и 2 октября.

6)      Лист Ноябрь скопируйте с готового листа Октябрь (Правка, Переместить, скопировать лист, Создавать копию).

7)      Заполнить лист Ноябрь произвольными данными, учитывая выходные дни (1 ноября – среда).

8)      Сохраните файл в своей папке под именем Табель.

 

Образец таблицы:

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Зарплата

Серов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 784,00

Волков Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 032,00

Зуева О.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10080,00

Ковалев Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 600,00

Кочкина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 840,00

Зайцева А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 160,00

Мелков С.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5000,00

 

 

Hosted by uCoz