Назад к списку тем

Программное обеспечение. Пакеты прикладных программ

        Современные вычислительные системы (ВС) представляют собой с точки зрения их пользователя комплекс «Аппаратура + Программное обеспечение». Компьютер с традиционной архитектурой работает, выполняя действия в соответствии с программой, загруженной в его память. Все задачи, решаемые с помощью ВС, требуют запуска и выполнения реализующих их программ.

Понятие программы

Программа – это последовательность инструкций (команд), описывающая алгоритм решения с помощью компьютера соответствующей задачи, для реализации которой эта программа была разработана.

Для разработки программ используются специальные языки.

Программа может содержать инструкции, написанные на языках программирования высокого уровня (ЯВУ), которые позволяют записать алгоритмы в удобной для понимания человеком форме, приближенной к естественным языкам (исходный код), или последовательность машинных команд (инструкций, «понятных» компьютеру, на котором данная программа должна выполняться).

Готовыми к выполнению являются только программы, содержащие инструкции в двоичном машинном коде, – программы на языке конкретного компьютера (компьютера с процессором определенной модели или семейства), только такие программы можно загрузить в память компьютера для выполнения. Таким образом, программы в машинном коде не являются «переносимыми», их можно выполнять только на компьютерах с общей архитектурой, системой команд, поддерживаемой этими компьютерами, т.е. одинаковым машинным языком.

 

Исходный код программы на языке программирования создает программист, используя при этом имеющиеся в его распоряжении редакторы текстов (специальные программы, которые используются для ввода и модификации текстовой информации). Для перевода программы, написанной на языке программирования, в форму, готовую к выполнению (в машинный код), используются специальные системные программы (трансляторы, компоновщики), которые помогают программисту разработать программу. Разработчики применяют различные инструментальные средства, входящие в состав систем программирования, снижающие трудоемкость разработки программ. Современные системы программирования включают в свой состав текстовые редакторы, средства визуального программирования, трансляторы с определенных языков программирования, компоновщики, позволяющие «собрать» программы из отдельно разработанных модулей, и средства отладки программ, позволяющие выявлять и исправлять ошибки в процессе разработки программы.

Все программы хранятся в файлах на дисках компьютера. Тип файла определяет способ записи программы в нем. При загрузке программы в память на выполнение она считывается из файла и записывается в выделенную ей для выполнения оперативную память с помощью специальной программы загрузки, так как процессор может прочитать и выполнить только команды, находящиеся в оперативной памяти компьютера.

Таким образом, кроме программ, решающих задачи пользователя, существуют и программы, выполняющие вспомогательные, обслуживающие функции, позволяющие повысить эффективность и снизить трудоемкость работы.

Классификация программного обеспечения

Программным обеспечением ВС (ПО, software) называют совокупность программ, описаний и инструкций по их применению, позволяющую использовать ВС как универсальную систему для хранения, обработки и обмена информацией.

Программы могут распространяться в качестве загрузочных (исполнимых) модулей, содержащих полностью сформированный машинный код, готовых к выполнению (такие программы содержатся в программных EXE- и COM-файлах). Такие программы, которые могут самостоятельно запускаться для решения соответствующих задач, называют еще приложениями.

Программы могут разрабатываться и распространяться в форме, пригодной для выполнения с помощью других программ, в их среде. Примерами таких программ являются приложения FoxPro (файлы приложений с расширением APP (application), FXP или даже файлы в исходном (на языке программирования FoxPro) коде PRG) или апплеты Java, выполняемые на Java-машине. Такие приложения не могут выполняться самостоятельно, вне соответствующей среды.

К программному обеспечению относятся также библиотеки, используемые для разработки других программ или при их выполнении (файлы библиотек имеют обычно расширения LIB или DLL). Такие программные файлы называют компонентами приложений, так как содержащиеся в них программы не загружаются на выполнение самостоятельно, а подключаются при выполнении к другим программам-приложениям.

Назначение программного обеспечения состоит в упрощении технической эксплуатации ВС (контроль за работой отдельных аппаратных компонентов ВС, локализация и диагностика неисправностей в работе системы), увеличении эффективности и снижении трудоемкости труда программиста и пользователя (предоставление различных средств программирования, пакетов наиболее употребительных программ, удобных средств отладки программ, обработки аварийных ситуаций, контроль сохранности входной, промежуточной и выходной информации), повышении адаптируемости программ к изменяющимся ресурсам (независимость программ от устройств ввода/вывода, возможность расширения имеющихся средств).

ПО является необходимым дополнением к техническим средствам ВС, обеспечивающим общую эффективную работу системы.

Все программы, устанавливаемые (инсталлируемые) в ВС, делятся на несколько классов в зависимости от решаемых с их помощью задач и функций, которые они выполняют. Программное обеспечение принято делить на две основные группы: прикладное и системное ПО.

Прикладное программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение – это комплекс программных средств и документации к ним, предназначенных для решения сравнительно узких классов задач в конкретных предметных областях, рассчитанных на определенного потребителя: научно-технических, экономических, инженерных, конструкторских и других специальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, каждая прикладная программа (чаще всего именно такие программы называют приложениями) предназначена для решения конкретной задачи в определенной области применения (например: офисные программы, правовые системы, бухгалтерские программы, издательские системы и т.п.).

Прикладное программное обеспечение состоит отдельных, автономно работающих прикладных программ пользователей и из пакетов прикладных программ (ППП).

Классификация пакетов прикладных программ

Пакет (семейство) – это комплекс взаимосвязанных программ и документации к ним, предназначенный для решения некоторого класса задач из какой-либо конкретной области.

Пакеты прикладных программ ориентированы обычно на конкретных пользователей или группы пользователей, они ускоряют внедрение вычислительной техники в различные сферы человеческой деятельности.

По своей структуре (внутренней организации, форме реализации и использования) пакеты делятся на библиотеки, специализированные системы программирования и программные системы.

Библиотеки представляют собой наборы программ (процедур, функций), объединенных общим назначением. Для удобства распространения, установки весь набор процедур записывают в один файл, называемый библиотечным. Этот файл кроме кода программ содержит служебную информацию («оглавление», или справочник, библиотеки), которая позволяет найти нужную программу в библиотеке, когда возникает необходимость ее использования. Библиотеки – это самый простой способ организации ППП. Использовать библиотеки могут только программисты, подключая хранящиеся в них процедуры и функции при разработке своих программ. Наличие библиотек облегчает труд программистов, избавляя их от необходимости перепрограммирования реализованных ранее задач при разработке новых программ. Программы, реализующие наиболее часто используемые функции, можно разработать один раз и сохранить их в библиотеке для дальнейшего использования.

Как ППП реализуются также системы программирования со специализированными языками, предназначенными для разработки программ в определенных областях деятельности, например, системы моделирования (GPSS, SLAMII и т.п.). Такие пакеты также пригодны для использования только программистами. Чтобы ППП мог использоваться специалистом в определенной предметной области, не являющимся квалифицированным программистом, на основе такого пакета строится более сложная программная система.

Наиболее сложную структуру имеют программные системы, им присущ наиболее высокий уровень внутренней организации. Каждый такой пакет включает следующие составные части:

¨        набор программных модулей, предназначенных для непосредственной обработки данных;

¨        управляющую программу пакета (диспетчер), предназначенную для управления процессом обработки данных (по запросу на решение задачи, который формирует пользователь, управляющая программа выбирает необходимые обрабатывающие модули и формирует их них рабочую обрабатывающую программу для решения данной задачи);

¨        комплекс обслуживающих программ, выполняющих вспомогательные функции (диагностику ошибок, ведение баз данных и архивов, реализацию ввода исходных данных, вывода результатов и взаимодействие с пользователем);

¨        средства инсталляции пакетов, их конфигурирования (настройки на конкретные условия работы).

Такие пакеты обеспечивают максимальный уровень автоматизации решения прикладных задач, реализуют удобный пользовательский интерфейс. Эти пакеты строятся на основе библиотечных пакетов и систем программирования.

Проблемно-ориентированные пакеты представляют собой программную реализацию решения определенной прикладной задачи или совокупности взаимосвязанных прикладных задач, регулярно решаемых пользователями. Эти пакеты, реализующие алгоритмы решения конкретных задач, могут быть построены на базе методо-ориентированных пакетов, реализующих определенные методы обработки данных.


Проблемно-ориентированные ППП включают:

¨        набор отдельных программных модулей, обеспечивающих получение решения подзадач из соответствующей области (функциональное наполнение пакета);

¨        набор служебных программ, обеспечивающих пользователям пакета максимальные удобства (системное наполнение пакета).

Служебные (системные) программы пакета управляют работой всего пакета, позволяют производить пополнение пакета, вносить изменения в его модули. При работе с таким пакетом пользователь может не знать принципов его внутренней организации, ни даже его полного состава. Он должен только на простом и удобном языке общения с пакетом указать название своей задачи, исходные данные, форму выдачи результатов и другую необходимую информацию, а пакет сам выполнит всю работу по сборке и стыковке модулей для решения задачи.


Проблемно-ориентированные ППП отличаются большим разнообразием. Среди них можно выделить:

¨        текстовые процессоры (Word, NotePad, WordPad, семейство редакторов фирмы Adobe, Лексикон и др.);

¨        программы оптического распознавания текстов (FineReader, CuneiForm и др.);

¨        системы электронного перевода (например, продукты фирмы ПроМТ: Stylys, ПРОМТ 98 и др.);

¨        электронные таблицы, или табличные процессоры (Lotus‑1‑2‑3, QuattroPro, Excel и др.);

¨        системы управления базами данных (Dbase, MS Access);

¨        правовые системы (Консультант + и др.);

¨        финансово-управленческие, учетные системы (1С и др.);

¨        издательские системы (PageMaker, Corel Ventura, QuarkXPress и др.);

¨        организаторы работ (Lotus Organizer, Outlook и др.);

¨        графические редакторы (CorelDraw!, Adobe PhotoShop, Paint, PhotoEditor, 3D Studio и др.);

¨        демонстрационные системы, предназначенные для подготовки и просмотра презентаций (MS Power Point);

¨        системы мультимедиа для отображения и обработки аудио- и видеоинформации (CD Player, Media Player и др.).

Некоторые из перечисленных выше систем рассматриваются в следующих разделах пособия.

Интегрированные ППП включают набор инструментальных средств, компонентов, каждый из которых по своим функциональным возможностям равносилен проблемно-ориентированному пакету. Например, интегрированный пакет Microsoft Office включает в свой состав приложения, которые могут функционировать автономно, независимо друг от друга (текстовые процессор Word, электронные таблицы Excel, СУБД Access и т.д.). В структуре таких пакетов предусмотрены системные компоненты, обеспечивающие переключение между различными приложениями, их взаимодействие и бесконфликтное использование общих данных.

Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения

Основные понятия

Часто используется понятие «электронный офис». Обычно под этим понимают офис, в котором всю информацию обрабатывают электронными способами с помощью определенной совокупности технических, организационных и программных средств.

Функции и возможности офиса предъявляют определенные интегральные требования к используемой аппаратуре и программному обеспечению.

С точки зрения организационной структуры любое предприятие состоит из отдельных подразделений. Каждое подразделение (офис) выполняет свои задачи, которые чаще всего взаимосвязаны с задачами других подразделений, являются их частью или, наоборот, включают в себя задачи, решаемые другими подразделениями. Общим для всех офисов является выполнение следующих функций:

¨         документооборот, который сводится к обработке входящей и исходящей информации (регистрация, ответы на письма, написание отчетов, т.е. исполнение документооборота и контроль за его исполнением и т.д.);

¨         сбор и анализ информации за определенный период (отчетные документы, сводки и т.д.);

¨         хранение поступившей информации и ее быстрый поиск по различным критериям;

¨         оперативная передача информации между офисами внутри организации и передача информации другим заинтересованным организациям (обеспечение вертикальных и горизонтальных информационных связей);

¨         планирование работ и управление ими;

¨         автоматизация коммерческой деятельности;

¨         защита данных.

Теперь определим требования к программному обеспечению, необходимому для выполнения вышеперечисленных функций.

Документооборот охватывает все структурные подразделения организации – от канцелярии до руководства, поэтому является важной частью системы управления. Процессы исполнения документооборота и контроль над его прохождением сильно зависят от конкретного административного устройства организации. Следовательно, ПО должно содержать развитые средства адаптации к административной структуре организации и порядку работы с документами, принятому в ней. Также система автоматизации документооборота должна поддерживать рассылку и визирование документов, обеспечивать контроль над прохождением документов, ввод в систему документов с бумагоносителей, электронных документов (сообщения электронной почты), факсы, файлы различных прикладных программ.

Для планирования работ как отдельным сотрудникам, так и рабочим группам ПО должно включать в себя возможность составления регламента работ, калькуляции затрат по ним и планирования ресурсов.

Для защиты данных ПО должно содержать средства предотвращения несанкционированного доступа к данным, антивирусной защиты и резервного копирования данных.

Для выполнения всех вышеперечисленных функций электронными методами и поддержки требований к соответствующему ПО наиболее подходящим является выбор интегрированных пакетов прикладных программ, которые носят название офисных систем.

Общая характеристика офисных пакетов

Интегрированные пакеты включают набор приложений (компонентов), обеспечивающих единообразный подход к управлению различного рода информацией. Каждое приложение, входящее в состав пакета, ориентировано на выполнение определенных функций, на обработку информации и создание документов определенного типа. В процессе работы возникает необходимость обмена информацией между документами, созданными в различных приложениях, создания составных документов, включающих объекты разных типов (например, в текстовый документ включаются данные, подготовленные с помощью электронных таблиц или графических редакторов). Современная организация документооборота на предприятии требует упрощения доступа к данным, совместно используемым различными приложениями, разделяемым несколькими пользователями.

Кроме того, обязательной характеристикой пакета является унифицированный интерфейс пользователя, снижающий трудоемкость изучения приложений, входящих в пакет, облегчающий переход от работы с одним приложением к работе с другим.

Общей характеристикой современных офисных пакетов является возможность их конфигурирования и настройки в соответствии с потребностями пользователей, расширяемость пакетов.

Одним из широко используемых интегрированных пакетов прикладных программ офисного назначения является офисная система Microsoft Office, базовыми компонентами которой можно считать текстовый процессор Word и программу обработки электронных таблиц Excel. В состав пакета включена СУБД Access (профессиональный выпуск), средства планирования работы, обмена почтовыми сообщениями. Последние версии пакета ориентированы на создание корпоративных информационных систем, в полной мере используют возможности Internet.

Первой отечественной системой делопроизводства, полностью оптимизированной для работы в среде Windows, является система Евфрат. Кроме традиционного ведения электронного архива, Евфрат может работать в качестве удобной инструментальной оболочки для создания информационных систем малого и среднего класса. В системе реализована функция прямого обмена данными с Word. Евфрат интегрируется с системой распознавания текстов Cuneiform.

Основы редактирования текстовых документов

Мы живем в мире текстовых документов. Текстовые документы – это все, что напечатано на бумаге: книги, журналы, газеты, личные и официальные письма, записки, пригласительные билеты, объявления, прейскуранты, реклама, расписание занятий, программы концертов и праздников, визитные карточки, инструкции к бытовым приборам, отчеты, каталоги видеотек и фонотек и многое-многое другое.

Персональный компьютер представляет собой очень эффективное средство для создания, просмотра, изменения и печати текстовых документов. Для этой цели используются специальные прикладные программы, которые называются экранными текстовыми процессорами и редакторами текстов.

Их основные преимущества перед бумажным делопроизводством заключаются в следующем:

¨         реализация идеи разделения во времени ввода текста, его редактирования и перенесения на бумагу;

¨         возможность внесения изменений в текстовую информацию непосредственно на экране дисплея;

¨         реализация средств снижения трудоемкости ввода и редактирования текста (возможности копирования фрагментов текста, их перемещения внутри документа и переноса в другой документ и т.п.);

¨         возможность определения и сохранения для последующего использования макета создаваемого документа, правил размещения текста и элементов его оформления, за соблюдением которых может автоматически следить программа;

¨         возможность подключения и использования в процессе редактирования текста процедур контроля вводимой информации (проверки орфографии и грамматики);

¨         реализация средств, автоматизирующих выполнение трудоемких рутинных операций (расстановка номеров страниц, создание оглавлений и предметных указателей и т.п.);

¨         «дружественный» характер взаимодействия с компьютером (система меню, комбинации клавиш, справочная информация), что позволяет существенно сократить время, требуемое для составления текста и исправления в нем опечаток;

¨         использование подсоединенного к компьютеру печатающего устройства (принтера), избавляющего от рутинной машинописной работы, позволяющего вывести произвольное количество копий созданного документа.

Вся текстовая информация, созданная с помощью редакторов текстов, хранится в файлах. Текстовая информация может храниться в файлах различных форматов. Формат файла определяется программой, создавшей этот файл. Тип файла можно определить по его расширению. Обычно используются следующие расширения имен текстовых файлов: TXT – файл, содержащий текст MSDOS или текст, созданный с помощью простейших программ Windows (стандартной программы «Блокнот»); DOC – документ Word или WordPad; PDF – формат документов Adobe и т.д.

Процесс работы с редактором текстов включает следующие действия:

¨         инициализация (запуск) программы (приложения), что подразумевает выполнение операционной системой соответствующей команды пользователя;

¨         создание нового («пустого») или открытие созданного ранее текстового документа; при этом в памяти компьютера резервируется место для его промежуточного хранения, документ загружается в память на время работы с ним;

¨         переход в специальную экранную среду редактора, в которой доступны внутренние команды данного программного средства; минимальный набор команд включает: основной стандарт редактирования, предусматривающий следующие операции: ввод алфавитно-цифровой информации, перемещение по набранному тексту, удаление и вставку символов, удаление и вставку строк; операции с блоками (блок – это специальным образом выделенный непрерывный фрагмент текста): копирование и перемещение блока в пределах одного и того же документа или между документами; удаление блока из документа, печать фрагмента, поиск и замена фрагментов текста;

¨         сохранение созданного документа или изменений, внесенных в созданный ранее и открытый текстовый документ, в файле на диске (несохраненные данные будут потеряны при закрытии документа или завершении программы).

Наиболее известные в настоящее время редакторы текстов условно можно разделить по специализации на три группы:

¨         процессоры общего назначения (например, «Лексикон», созданный более 10 лет назад Е.Н. Веселовым; Microsoft Word, являющийся одним из основных элементов офисной технологии Microsoft и ставший в настоящее время стандартом в российских организациях);

¨         редакторы научных документов (например, ChiWriter, LaTEX);

¨         редакторы исходных текстов программ (например, MultiEdit, встроенные редакторы систем программирования Turbo Pascal, Turbo C).

Специализация редакторов (процессоров) разных групп заключается лишь в том, что в них добавлены или оптимизированы функции, которые необходимы для обслуживания документов определенного типа, включающих специфические для данной области применения объекты (математические формулы и т.п.) и операции.

Возможности современных текстовых процессоров не ограничиваются перечисленными простыми операциями. Современные текстовые процессоры включают набор дополнительных возможностей форматирования документов, многочисленные сервисные услуги. Они опираются на средства, предоставляемые современными операционными системами, предусматривающими реализацию удобного пользовательского интерфейса, средств взаимодействия и обмена информацией между приложениями (буфера обмена, технологии OLE), позволяющими создавать составные документы (например, текст с рисунками и диаграммами и пр.).

При установке операционных систем устанавливаются и текстовые редакторы, являющиеся стандартными программами для этих систем (NotePad (Блокнот) и WordPad для Windows, например).

Пакет Microsoft Office, ставший фактически стандартом офисных пакетов, включает в себя мощный текстовый процессор Microsoft Word. Microsoft представила программу Word for Windows в 1990 году. В настоящее время Microsoft Word – это многофункциональный пакет программ, предназначенный для обработки текстов любого объема и уровня сложности.

Использование электронных таблиц

Специалисты в различных областях экономики, начиная с разработки таких финансовых процедур, как создание главной книги и финансового отчета, составление баланса активов, пассива и собственного капитала, анализ показателей прибыльности и задолженности и заканчивая решением проблем управления бюджетом и принятия решений об инвестициях, представляют обрабатываемую информацию в виде таблиц.

Таблица обычно содержит как исходную, или первичную, информацию, так и производную информацию, полученную в результате всевозможных операций над исходными данными. При этом важное значение приобретает вопрос наглядного оформления табличной информации с учетом обстоятельств, отражающих специфику предъявленных требований.

Электронная таблица (spreadsheet) – это интерактивная система обработки данных, представленных в виде прямоугольной таблицы, разбитой на строки и столбцы, ячейки которой могут содержать данные (числовые значения, строки и т.п.) или формулы, задающие зависимость значения ячейки от значений, содержащихся в других ячейках таблицы.

Электронные таблицы, или табличные процессоры, помогают упорядочить и обработать данные различных типов (текстовые, числовые, даты и т.п.), осуществляя функции программируемого калькулятора, текстового и графического редакторов. Они обеспечивают

¨         выполнение технических и научных расчетов по формулам, предполагающим использование разнообразных операций и функций;

¨         построение диаграмм различных типов;

¨         анализ данных и построение отчетов в различных форматах при решении следующих задач: составление статистических сводок и комплексных финансовых калькуляций; оптимальное планирование и распределение ресурсов; анализ сбыта и прибыли.

Электронные таблицы позволяют выполнить и целый ряд других полезных манипуляций с информацией, представленной в табличном виде.

Пользователь электронных таблиц может вводить данные в ячейки таблицы, просматривать их, изменять значения ячеек. Работа электронных таблиц организована таким образом, что изменение значения ячейки приводит к изменению значений в зависящих от нее ячейках с отображением изменений на экране. Дополнительными функциями электронных таблиц являются определение формата отображения табличных данных, поиск и сортировка данных.

Программы обработки электронных таблиц позволяют связать данные, находящиеся в различных таблицах, выполнять обмен информацией с базами данных.

Электронная таблица представляет собой наилучший инструмент для финансового анализа и учета. Многие фирмы перешли на использование электронных таблиц на основе Lotus‑1‑2‑3.

Фирма Microsoft представила Excel в 1987 году. В настоящее время эта программа входит в пакет Microsoft Office. С введением в состав пакета полномасштабного языка программирования электронную таблицу стало возможно программировать так же, как и базы данных, что сделало Excel мощным средством создания новых приложений.

Порядок работы с электронными таблицами аналогичен порядку работы с документами текстовых процессоров: пользователь должен запустить программу; создать новую таблицу или открыть созданную ранее и сохраненную в файле таблицу; ввести данные или внести изменения в созданные ранее таблицы; завершая работу с таблицей, пользователь должен сохранить внесенные изменения в файле на диске, только после этого программу можно завершить (выход из программы без сохранения файла ведет к потере данных).

Системы электронного перевода

Всеобщая компьютеризация не обошла и языковые проблемы. Пользователям часто приходится работать с документами (программной документацией, бизнес-данными, информацией, полученной из Internet), представленными на различных языках. Кроме того, развитие международных контактов требует создания документов на нескольких языках или многоязыковых документов.

Операционные системы и приложения различного назначения обеспечивают пользователям многоязыковую поддержку. Текстовые процессоры, например, позволяют пользователям работать с различными языками, предоставляя средства не только для ввода текстов на различных языках, их размещения на различных слоях одного и того же документа, но и сервисные услуги (возможность проверки правописания и т.п.). Но при этом возникает ряд проблем, связанных с необходимостью быстрого и качественного перевода текстов документов.

Наиболее простой способ решения проблем – создание электронных словарей, выполняющих те же функции, что и обычные словари, но работать с которыми значительно удобнее, чем с их бумажными прародителями. Все электронные словари обычно базируются на печатных источниках.

Наиболее известными электронными словарями являются LingVo (разработчик – фирма «Бит»), RusLan (издательство «Русский язык»), КОНТЕКСТ (АО ИНФОРМАТИК), МультиЛекс (ЗАО МедиаЛингва), Polyglossum (издательство ETS).

Другой класс программ, предназначенных для решения языковых проблем, – электронные переводчики. Компьютерные переводчики – это системы электронного перевода, которые, обладая достаточным набором необходимых правил, создают полный перевод документа.

Переводчики используют электронные словари в качестве вспомогательных компонентов. В состав переводчиков включаются текстовые редакторы, позволяющие вводить исходные тексты, вносить изменения в полученные переводы, сохранять результаты перевода.

Перевод выполняется по определенным в системе и дополнительно указанным пользователем правилам. Пользователям предоставляется, например, возможность создавать собственные словари, сохраняя в них новые слова, словосочетания и варианты перевода.

Некоторые переводчики позволяют обмениваться текстами с другими приложениями (например, через буфер), пересылать тексты по электронной почте, переводить тексты «с листа» при помощи сканеров и систем оптического распознавания текстов (FineReader или CuneiForm, например), подключать системы проверки орфографии (ОРФО, Пропись или Lingvo Corrector).

Наиболее известными программами компьютерного перевода являются программы фирмы ПРОМТ (ЗАО «ПРОект МТ»). Эта фирма разрабатывает электронные переводчики, предназначенные для решения задач перевода в различных условиях для различных групп пользователей.

Фирма ПРОМТ разработала также интегрированную систему, включающую несколько компонентов – самостоятельных приложений, которые могут работать автономно, обеспечивая выполнение различных функций, связанных с переводом информации в различных режимах и условиях работы (перевод текстовых файлов в интерактивном и пакетном режиме, содержимого буфера, информации с Web-страниц), а также допускают интеграцию с другими приложениями.

Системы оптического распознавания текстов

Системы оптического распознавания текстов (Optical Character Recognition System) предназначены для распознавания текстов, содержащихся в графических файлах различных форматов (BMP, GIF, TIF, PCX и т.д.), а также текстов, считываемых с помощью сканера.

Наиболее известными и часто используемыми программами оптического распознавания текста являются программы FineReader (ABBYY Software House (BIT Software, Inc)) и CuneiForm (Cognitive Enterprises LLC и Cognitive Technologies Ltd).

Системы распознавания текста различаются наличием и уровнем предоставляемых дополнительных услуг, скоростью и качеством распознавания текста, а также возможностью организации взаимодействия и интеграции с другими программами (в частности, с текстовыми редакторами).

Системы оптического распознавания символов (Optical Character Recognition, OCR) служат для автоматизации ввода печатной информации в компьютер посредством сканера.

С помощью сканера возможно получить изображение входного документа. Но это будет лишь изображение – его можно просмотреть и, возможно, отпечатать, но воспользоваться содержащимся в нём текстом или внести в него какие-либо изменения нельзя. Редактирование такого документа возможно только с помощью графических редакторов, которые не обладают удобными средствами для работы с текстом.

Для преобразования изображения в текстовый документ созданы специальные программы (OCR). С их помощью компьютер как бы учится «читать» документ. Полученный документ можно с лёгкостью редактировать, форматировать и использовать, как и любой текстовый документ, подготовленный с помощью текстового редактора.

Электронные презентации

В последние годы значительно возросло количество выступлений с использованием переносных компьютеров, расширяющих возможности докладчиков с точки зрения наглядной демонстрации излагаемого материала во время выставки-ярмарки или конференции, а также при подготовке Web‑страниц. Использование средств, реализованных на основе мультимедиа-технологий, позволяющих в одном документе совместить текст, графику и звуковое сопровождение, организовать просмотр рекламных или демонстрационных роликов, работу пользователя-«читателя» или «зрителя» в интерактивном (диалоговом) режиме, обеспечивает более выигрышную форму подачи материала.

Электронная презентация – это электронный документ, совокупность данных, предназначенных для восприятия человеком с помощью соответствующих программных и аппаратных средств. Такой документ может включать текстовую, графическую и звуковую информацию, иметь нелинейную структуру (пользователь может сам определять порядок просмотра информации, переключаться с просмотра одной части документа на просмотр другой по установленным в документе ссылкам) и включать средства организации диалога с пользователем. Различные пользователи могут просматривать его в различной форме. Такой документ создается на основе средств мультимедиа.

Электронные презентации могут создаваться в различных форматах с помощью различных инструментальных средств (на основе HTML, например). Размещаться для просмотра презентации могут как на автономно работающих компьютерах, так и в сети.

Одной из наиболее известных специализированных систем для разработки электронных презентаций является программа Microsoft PowerPoint, входящая в состав пакета Microsoft Office. Данная программа создает презентации в форме слайд-фильмов, записываемых в файл с расширением PPT.

Назначение пакета MS PowerPoint состоит в том, чтобы помочь пользователю создать и отредактировать качественную презентацию (слайд–фильм) с информационными и рекламными целями, которую можно сопровождать аудио– и видеоматериалами, подготовить раздаточный материал, рассчитанный на определенную зрительскую аудиторию. Программа использует элементы управления ActiveX, позволяющие в ходе демонстрации создать слайд ответа, в который зрители смогут вводить свои имена и адреса для получения каких–либо дополнительных сведений.

Графические редакторы

Машинная графика – это отрасль информатики, определяемая как наука о математическом моделировании геометрических форм и облика объектов и методов их визуализации.

Интерес к синтезу изображений объясняется их высокой информативностью. Информация, содержащаяся в изображении, представлена в наиболее концентрированной форме (изображение может включать рисунки, текст), доступна для восприятия.

Для синтеза графических изображений разрабатываются специализированные пакеты программного обеспечения машинной графики, которые позволяют программными средствами формировать различные изображения.

Первоначально с помощью графических программ формировались только различные диаграммы, графики, планы, схемы и т.п. Такие изображения представляют собой графические представления числовой, табличной информации, результаты инженерных расчетов.

В настоящее время такие изображения часто внедряются в создаваемые документы в качестве иллюстративных материалов, повышающих степень восприятия материала.

С появлением специализированных графических программ для ПК машинная графика стала инструментом не только инженеров, но и специалистов многих других областей, не связанных ни с техникой, ни с программированием.

Способы представления графической информации и форматы графических файлов коротко рассматривались выше.

Быстрое развитие средств ВТ, функциональных возможностей компьютеров создало базу для развития систем машинной графики, обеспечивающих отображение динамических сюжетов, в которых изображения последовательно сменяют друг друга. Особенно широкое распространение в этом классе программного обеспечения получили системы получения двухмерных и трехмерных изображений для телевидения и кино (рекламы и мультипликации).

Пакеты, предназначенные для создания высококачественных изображений трехмерных реалистических сцен и анимации, основаны на использовании соответствующих методов построения реалистических изображений, удаления невидимых частей, геометрического моделирования. Эти программы требуют значительных вычислительных ресурсов. Наиболее распространенным пакетом, рассчитанным на ПК, является программа 3D Studio фирмы AutoDesc Inc.

В интегрированные пакеты офисного назначения включаются также собственные средства работы с графикой. Например, при установке Microsoft Office можно установить программу Microsoft PhotoEditor, пакет деловой графики Microsoft Visio.

Правовые системы

Одним из быстро развивающихся направлений в области информационных технологий у нас в стране являются справочные правовые системы (СПС), позволившие всем желающим получить свободный доступ к правовым документам.

Компьютерная справочная правовая система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие пользователю производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов и выводить их на бумажные носители.

СПС решают проблему открытости и доступности правовой информации, следовательно, являются одним из важнейших элементов информационного обеспечения жизни современного демократического общества.

Правовую информацию определим как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

В зависимости от источника и направленности информации выделяют официальную и неофициальную правовую информацию и информацию индивидуально-правового характера.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Она подразделяется на нормативную правовую информацию (законы РФ и законы субъектов РФ, подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры) и иную официальную правовую информацию (ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций. В этом виде информации выделяют следующие группы: договоры (сделки), жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения) не влечет правовых последствий. К этому виду информации относят материалы подготовки, обсуждения и принятия законов, материалы статистики по правовым вопросам, образцы деловых бумаг и т.д.

Первые СПС появились во второй половине 60‑х годов в виде электронных картотек. Они давали возможность найти полные сведения о реквизитах документов, интересующих пользователя, – названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации была бельгийская система CREDOC, которая не предполагала работы в диалоговом режиме. Электронные картотеки не дают возможности ознакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, которые позволяют достаточно быстро находить необходимый документ и работать далее с его текстом.

В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС. В США это – WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании – PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии – ITALGUIRE; в Бельгии – CREDOS; в Германии – Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии – FINLEX; во Франции – IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т.д. В России из более 150 разработанных информационных систем наиболее известны следующие СПС: КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС, ГАРАНТ, КОДЕКС, ЭТАЛОН, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА (компания АРТБ), РЕФЕРЕНТ, ЮСИС (юридическое информационное агентство «Intralex»), ЮРИДИЧЕСКИЙ МИР, ВАШЕ ПРАВО, ЮРИСКОНСУЛЬТ, 1С:КОДЕКС, 1С:ГАРАНТ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ и т.д.

Для получения пользователями в нужный момент всей необходимой в работе информации СПС должны обладать такими характеристиками, как полнота и достоверность правовой информации, качество ее обработки, оперативность поставки.

Любая СПС может охватить лишь часть правовой информации, так как число единиц такого вида информации очень велико. Поэтому важно разделить всю правовую информацию на отдельные базы с взаимосвязанной структурой. Подразделение информации можно провести по следующим основаниям: в соответствии с классификацией правовой информации (официальная и неофициальная); по территориальному признаку (федеральные, региональные, местные правовые акты); разбиение по тематическому признаку. Взаимосвязь баз обеспечит полноту информации. Пользователь СПС должен выбрать такую систему, которая удовлетворяла бы его основные ежедневные потребности в документах.

Не менее важна и достоверность правовой информации, т.е. ее соответствие тексту оригинала (официальному экземпляру правового акта, официальной публикации, зарегистрированному печатному изданию и т.д.), которая достигается тщательной многократной сверкой электронного документа с бумажными текстами – копиями подлинников с печатью (подписью) или с их официальными публикациями.

Также очевидна важность оперативного включения в СПС новых документов и поддержания уже имеющихся документов в соответствии с текущим законодательством (оперативная актуализация). Электронные документы должны включаться в СПС после юридической обработки, которая предполагает определение его достоверности, актуальности, нормативности, а также классификацию (рубрикацию) документа, подбор ключевых слов, выявление взаимосвязей документов, формирование перекрестных ссылок между документами, составление примечаний, справочных сведений к документу, подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.

Рассмотрим основные возможности СПС, которые присущи любой, находящей широкое промышленное применение программной системе, используя в качестве типичного примера системы КонсультантПлюс.

Хранение и обработка больших объемов правовой информации – основное требование, предъявляемое к СПС. Так, например, информационный правовой комплекс «КонсультантПлюс: Эксперт» на 1 января 1999 г. содержал более 80 тысяч актов, или более 250 тысяч страниц информации. Ежемесячно в систему поступает более двух тысяч актов, или более 6 тысяч страниц новой информации. Таким образом, конкурентоспособные СПС реализуются как сложные СУБД, ориентированные на работу с текстовыми полями большого размера, с развитым полнотекстовым поиском, гипертекстом.

Возможность быстрого поиска по различным основаниям: по реквизитам документов, полнотекстовый поиск, поиск по специализированным классификаторам, а также одновременное использование нескольких видов поиска.

Поиск по реквизитам документа предполагает поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Его возможно применить, если точно известны реквизиты конкретного документа.

Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа) основан на быстрых алгоритмах поиска, которые предполагают существование общего словаря, содержащего все слова из включенных документов со ссылками на источники. Кроме того, такой поиск содержит различные способы формирования поисковых запросов с помощью логических связок «и» и «или». При формировании сложных запросов дополнительно можно использовать признак близости слов. Таким образом, на любой запрос можно получить полный и точный список документов, в которых встречаются искомые слова. Недостатком такого метода поиска может быть выявление множества документов, в которых искомое слово содержится не в нужном контексте, а также могут быть не найдены те документы, где встречаются синонимы данного термина.

Поиск по специализированным классификаторам, которые разделяют на иерархические и алфавитные, предполагает разделение документов и их фрагментов по рубрикам (темам) и юридическим понятиям, расположенным в алфавитном порядке. Рубрики могут быть достаточно сложными: состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определенной ситуации.

Возможность регулярного и оперативного обновления позволяет специалистам своевременно получать свежую информацию, что для правовой информации является решающим фактором.

Правовые базы также могут быть доступны через сеть Internet, так как все наиболее известные СПС представлены в этой сети своими специальными онлайновыми версиями. В Internet также можно найти серверы государственных органов с правовой информацией в открытом доступе, содержащие ограниченные наборы документов отдельных ведомств.

Отметим еще ряд дополнительных сервисных возможностей, закладываемых в СПС высокого уровня:

¨         Создание собственных постоянных подборок документов по какой-либо проблеме (папок документов).

¨         Расстановка закладок в тексте.

¨         Наличие гипертекстовых связей между документами.

¨         Экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word c возможностью конвертации текстовых таблиц в «раздвижные» таблицы редактора, готовые к заполнению.

Работа с СПС в общем случае состоит из следующей последовательности действий:

¨         формирование запроса на поиск интересующего пользователя набора документов;

¨         работа со списком документов;

¨         работа с текстом выбранного в списке документа.

Любой правовой документ имеет определенные идентификационные характеристики (реквизиты): название, дата принятия, вид документа и т.д. Поэтому запрос на поиск нужного документа (документов) может быть сформирован путем заполнения Карточки реквизитов, которая появляется автоматически после входа в базу данных «КонсультантПлюс: ВерсияПроф.» и является основным средством поиска документов. Поиск документов в системе основан на принципе последовательного сужения круга соответствующих запросу документов.

Для поиска конкретного документа следует ввести в карточку известные данные. Если реквизиты документа известны точно, то результатом поиска будет один требуемый документ, иначе будет сформирован список документов, удовлетворяющих запросу. Для поиска информации по определенному вопросу следует начать с максимально широкого запроса и использовать тематический поиск (начиная с рубрик верхнего уровня), затем продолжить поиск по словам и словосочетаниям, входящим в текст документа, а также поиск по ключевым словам. При поиске по тексту документа следует обязательно использовать возможные синонимы, задавать условие близости слов, делать перестановку слов в словосочетаниях.

В том случае, когда требуется найти документы по некоторому кругу вопросов или же когда реквизиты нужного документа неизвестны, для поиска возможно использование полей «Тематика», «Текст документа», «Ключевые слова».

Работа со списком документов возможна только после формирования запроса и его выполнения в отдельном окне, которое называется «Текущая папка». Каждый документ представлен следующей информацией: вид документа, принявший орган, дата принятия, регистрационный номер, название документа, наличие или отсутствие текста документа, объем документа в килобайтах (одна печатная страница текста имеет объем примерно 4 Кб), статус документа (недействующая редакция, утратил силу, все остальные), представленный в виде пиктограмм и записей. Таким образом, это окно позволяет провести дополнительную сортировку документов по его реквизитам, а также дает возможность просмотреть тексты документов в отдельном окне без выхода из списка документов. Также КонсультантПлюс предоставляет возможность создания тематических подборок документов в специальные папки.

Учетные системы

Бухгалтерский учет – это информационная технология, которая отображает движение средств и их источников. Целью бухгалтерского учета является выявление финансового результата – прибыли предприятия – путем подсчета его доходов и расходов за определенный период (месяц, квартал, год). Прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами. Основными функциями бухгалтерского учета являются контроль движения средств и их источников с целью обеспечения их сохранности и предоставление достоверной отчетности государственной налоговой службе и другим организациям, получающим отчетность. Поэтому любому предприятию необходимо в первую очередь решать учетные задачи, необходимые также и для оперативного планирования и управления.

На рынке программных продуктов предлагается большое число различных бухгалтерских программ, программ по статистике, налоговому планированию и т.д. Наиболее известные среди них 1С, Инфо-Бухгалтер, Инфин, Гобсек, Финмастер, Бест, Русский стиль, Янус, Турбо-Бухгалтер, Мини-Бухгалтер и др.

Кроме комплексных бухгалтерских программ, распространены прикладные пакеты программ, выполняющие отдельные функции учета: Платежные поручения, Касса, Склад, Зарплата, Учет и т.п.

Практически все бухгалтерские приложения предназначены для решения следующего вида учетных задач: ввод начальных данных учета, ввод новой информации и сведений об изменении имеющейся, обработка и трансформация данных, вывод результатов.

Основные требования, предъявляемые пользователями к бухгалтерским программам: доступность для своего круга пользователей, возможность внесения изменений в прошлые данные, возможность автоматического перерасчета при внесении изменений, возможность построения разного вида отчетов и их изменения в соответствии с законодательством, отсутствие дублирования ввода первичных документов.

В каждом известном бухгалтерском пакете имеется модуль генерации отчетов, который связывает расчетные или контекстные данные с соответствующими полями бланков установленного образца.

Рассмотрим основные возможности и принципы работы таких пакетов на примере программной системы (ПС) 1С:Предприятие.

ПС позволяет вести бухгалтерский учет в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации; оперативный учет наличия и движения средств, состояния взаиморасчетов с контрагентами; расчет заработной платы, учет перемещений сотрудников предприятия; регистрацию изменений кадровых и расчетных данных сотрудников.

Бухгалтерский учет, реализованный в системе с использованием функциональных возможностей компоненты «Бухгалтерский учет», реализует стандартную методологию учета для хозрасчетных организаций в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации.

Системы управления документами

Первые персональные компьютеры при создании документов использовались как «большие пишущие машинки», обеспечивающие неограниченные возможности по редактированию документов, созданию их копий. Дополнительным элементом такой «машинописи» являются возможности оформления документов с использованием средств форматирования, включения в текст документа дополнительных элементов оформления.

При использовании ПК в таком режиме работы с документами представленное на экране компьютера изображение или полученная печатная копия документа полностью соответствовали электронному документу, включающему не только содержание, но и всю разметку документа. Содержание таких документов не отделялось от их оформления и представление документа было единообразным для всех пользователей, работающих с документом.

Поэтому аналогия между традиционной (текст на бумаге) и электронной технологией отображения документа, между традиционным и электронным взаимодействием, была оправданной.

Но уже сейчас, а тем более в перспективе, адекватность электронного документа (ЭД) и его визуального отражения скорее воспринимаются как исключение, чем правило: представленный на экране или распечатанный на бумаге документ кардинально отличается от исходного электронного документа, хотя и сформирован компьютером на его основе.

Общим правилом, реализуемым в современных системах управления документами, является правило отделения содержания документа от его оформления. Соблюдение этого правила позволяет организовать более эффективный поиск и обработку документов, обеспечивает возможность отображения документа в различных форматах для различных категорий пользователей, настраивать способ отображения документа в зависимости от информационных потребностей этих пользователей.

Если обратиться к словарям по вычислительной технике начала 80-х годов, то, к своему удивлению, вы не найдете слов «документ», «электронный документ». В зарубежной научной литературе понятие «документ» в начале 80‑х не применялось, вместо него широко использовался термин «отчет» («report»), получивший особую популярность благодаря массовому распространению языка RPG (Report Program Generator). Понятия «документ» и «электронный документ» приобрели огромную значимость именно в последнее время, в то время как термин «отчет» постепенно выходит из употребления. В системах обработки данных его все чаще заменяют синонимом – «выходной документ».

Появление первого графического интерфейса пользователя и технологии обработки изображений ускорило распространение понятия электронного документа (ЭД) и обусловило дальнейшее развитие концепции ЭД. Особое внимание было сосредоточено на разработке различных подходов для перевода обширной информации, представленной на бумажных носителях, в электронную форму. В течение нескольких лет концепция электронного документа получила свое развитие от обычного графического образа документа до реализации идеи управления документами. В настоящее время идея манипуляции документами в электронной, а не в бумажной форме, стала общепринятой.

Строгого определения понятия «Электронный документ» нет. Все существующие определения имеют свои недостатки. Современный взгляд на документ, реализуемый в системах управления документами и документооборотом, резко отличается от классического.

Например, рассмотрим документ с точки зрения Lotus Notes (LN) (система работы с документно-ориентированными базами данных, где документ представляет собой основной модуль информации). Рабочее пространство в LN сравнивается со шкафом, ящики которого наполнены различными документами. В каждом ящике (странице рабочего пространства) собраны однотипные документы. Каждая база данных в LN – это папка, размещающаяся в ящике и содержащая информацию по определенной тематике. Документ – лист бумаги в папке, содержащий данные об определенном объекте. Документ в Lotus Notes – это карточка, макет с полями и приложения, а точнее, файлы, обрабатываемые каким-то приложением. В частности, документ может содержать файлы графических форматов или данные различных СУБД (dBase, Excel, Access и т.п.). С этой точки зрения электронный документ – это форма, вид которой похож на привычный бумажный документ, а ее обработка производится с помощью последовательного применения тесно взаимосвязанных технологий в рамках так называемых систем управления электронными документами (Electronic Document Management Systems – EDMS). Они реализуют различные комбинации технологий сбора, индексирования, хранения, поиска и просмотра электронных документов. В таком определении документа важным моментом является то, что документ во время формирования (обработки) проходит множество преобразований, которые могут дать совершенно различные формы его представления. Указывается также, что документ может включать в себя множество объектов, то есть документ – это нечто более сложное, чем простой лист бумаги с текстом и внедренными в него графическими объектами.

Приведем определение понятия «Электронный документ», которое является наиболее общим:

Документ – набор данных, выделенный с точки зрения семантики (как описания определенных фактов, событий, объектов и т. п.) и функций обработки (как единица создания, ввода, согласования, утверждения, подписи, хранения, передачи, отображения).

Это определение является слишком абстрактным для того, чтобы использовать его для определения свойств конкретных документов, но в нем документ представляется как функциональная единица, что очень важно с точки зрения компьютерной обработки документов, создания систем управления документами и систем автоматизации документооборота.

Как уже говорилось ранее, для обработки документов применяются системы управления электронными документами (СУЭД), или системы управления документами (СУД). Сейчас на рынке систем EDMS (Electronic Document Management Systems) существует около 500 программных продуктов.

Предлагаемые СУЭД различаются как по функциональным возможностям, так и по технологическим решениям. Однако, для определения ценности любой такой системы, достаточно ответить всего на три вопроса:

-             Как информация поступает в систему?

-             Как эта информация индексируется и хранится?

-             И, самое главное, каким образом осуществляется поиск и извлечение необходимой информации?

Традиционные СУД сочетают в себе свойства текстовых процессоров, систем построения отчетов, информационно-поисковых систем. Они позволяют отслеживать документооборот и исполнение документов. СУД интегрируются с системами оптического распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сейчас разрабатываются системы управления документами третьего поколения, представление и поиск информации в которых осуществляются с помощью методов искусственного интеллекта (нейронных, семантических сетей). Примером реализации этого подхода может служить система Excalibur EFS. Эта модель работы с документами имеет самые большие преимущества: она позволяет хранить себя содержание документа в виде, пригодном для анализа. К такой системе можно делать всевозможные запросы, используя нечеткие критерии. Но данная модель больше ориентирована на поиск информации, а не на ее постоянное использование. Да, эта система может ответить практически на любой запрос, даже заданный на естественном языке, например: «Какова ставка учителя, работающего по 12 разряду ЕТС в общеобразовательной школе», но во-первых, ей на это понадобится время, поэтому просчет каждой формулы при таком представлении может длиться достаточно долго, а во-вторых, она очень сложна для реализации, так как требует разработки специальных средств, основанных на искусственном интеллекте.

Поэтому в современных ИС все программное обеспечение разбивается на уровни, соответствующие задачам и информационным потребностям определенных категорий пользователей, основанные на использовании технологий, соответствующих требованиям каждого уровня.

 

Hosted by uCoz